Подписывайтесь!

Послание света

 

 

В экспозиции представлено около 50 работ конца 1950-х - начала 1960 гг. из частных собраний. Центральное место занимает одна из самых значительных графических серий художника - иллюстрации к Библии.

Марк Шагал пронес свое искусство фактически через весь XX век:  застал революцию, Первую и Вторую мировую войну. Все эти события нашли отражение в творчестве художника, при этом отразившись сквозь призму индивидуального мироощущения, личных переживай и воспоминаний.

Идентичность Шагала была сформирована, с одной стороны, под влиянием модернизма, а с другой - она неразрывно связана с его русско-еврейскими корнями, с его национальным еврейским самоощущением. Сам мастер описывал это так: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником, или был бы совсем другим художником».

Иногда приближаясь к различным течениям авангарда, таким как кубизм, супрематизм и сюрреализм, Шагал все же остается несколько в стороне, создавая свой художественный мир и свое уникальное, самобытное искусство, выходящее за рамки стилевых направлений первой половины XX века.

Выставка посвящена позднему периоду творчества М.Шагала, когда художник обращается к технике литографии. В предисловии к книге Ж. Кэна «Шагал-литограф», вышедшей в Париже в 1960 году, Шагал напишет: «Мне кажется, мне чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией. С самой юности, когда я только начал пользоваться карандашом, я искал чего-то, что могло разливаться, подобно большому потоку, устремленному к далеким и влекущим берегам. Когда я брал в руки литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я могу поместить на них все мои печали и радости…». Таким образом, литография для него стала отнюдь не просто технологией, она открыла Шагалу новые пути и возможности для художественных экспериментов.

Тема Библии в творчестве Шагала представляет особый интерес: выбор сюжета и его трактовка каждый раз показывают не только прекрасное знание текста священного писания, но и абсолютно свободный взгляд на традицию, позволяющий художнику избавиться от оков прямой иллюстративности и отразить образы и события, издревле заложенные в культурной памяти человечества, сквозь призму своего личного жизненного опыта и мироощущения. Так, в образах ветхозаветных цариц зритель угадывает его возлюбленных, пророки наделяются автопортретными чертами, а в видах древних городов читаются пейзажи родного и горячо любимого художником Витебска.

Библейские мотивы будут сопровождать искусство Марка Шагала на протяжении всей его жизни, став для художника неиссякаемым источником вдохновения и драгоценной сокровищницей великой мудрости. Его позднее творчество, несмотря на богатое разнообразие сюжетов («влюбленные», «цирк», виды Парижа, деревенская тема, эскизы для витражей), пронизано библейскими реминисценциями. Например, в литографии «Пара под деревом» в героях узнаются ветхозаветные Адам и Ева, а дерево, под которым они отдыхают, восходит к прообразу райского Древа Познания Добра и Зла. Как в портретах библейских пророков читаются черты самого Шагала, так и, наоборот, в образах реальных персонажей прослеживается линия преемственности: композиционное решение литографии «Художник» (поза, разворот фигуры, наклон головы) отсылает к более ранней иллюстрации «Иов в отчаянии» из серии иллюстраций к Библии.

В графических работах Марка Шагала «земное» и «небесное» идут рука об руку, причем эти два начала совершенно не противоречат друг другу, напротив, художнику удается найти идеальный баланс между прошлым и настоящим, общественным и личным, реальностью и мечтой, между возвышенным и повседневным, между Библией и самой жизнью.

 

Зрители смогут посетить выставку ежедневно с 11:00 до 20:00. Стоимость билетов - 150 рублей (для взрослых), 50 рублей (для детей 3-18 лет) и 50 рублей (для льготных категорий граждан).